Аккумуляторы Stark на жидких электролитах — современная разновидность источников энергии для тяжелой спецтехники, произведенная в Нидерландах.
Тяговые акб с жидким электролитом имеют в основе тяжелые, усиленные сурьмой решетки, толстые пластины с плотным активным материалом, многослойный сепаратор и прочный корпус.
Аккумуляторы, работающие с жидким электролитом обладают следующими преимуществами:
Основное отличие тяговых аккумуляторов от стартерных — это их способность питать электроэнергией подключенные к ним двигатели любого электрооборудования до тех пор, пока не кончится запас заряда. Стартерные аккумуляторы дают ток нужной величины только в момент запуска двигателя.
Тяговые аккумуляторы работают в режиме заряд-разряд, то есть после разрядки их необходимо зарядить от электросети и они снова готовы обеспечивать непрерывную подачу энергии в длительном режиме. Количество циклов зарядки-разрядки зависит от типа батареи. Наиболее высокими показателями рабочих циклов обладают литиево-ионные батареи.
Основная сфера использования тяговых аккумуляторов — питание электротранспорта и спецтехники с электроприводом. Их ставят на лодочные моторы, инвалидные коляски, гольфкары, погрузчики, тягачи, штабелеры, гидравлические тележки, поломоечные машины.
Другое название тяговых батарей — батареи глубокого разряда. В отличие от других видов они не боятся значительной разрядки, хотя разряжать их ниже 5% заряда все же не рекомендуется. Время работы на одной зарядке зависит от емкости батареи — чем она больше, тем дольше проработает двигатель. Также время работы зависит и от мощности работающего двигателя, здесь чем он мощнее, тем меньше проработает акб.
В конструкцию входит пластины электродов (анод, катод) и электролит. Он может быть жидким или гелеобразным. У тяговых акб электродные пластины толстые, способные обеспечивать постоянную подачу тока. За счет этого ресурс их службы более высокий. Тяговые аккумуляторы состоят из нескольких, соединенных между собой блоков, объединенных в монолитный корпус. Он делается прочным, устойчивым к любым внешним воздействиям, агрессивным средам.
За счет увеличенного ресурса весят тяговые батареи гораздо больше, чем стартерные. Особенно тяжелыми являются свинцово-кислотные разновидности, так как свинец — металл с высокой удельной массой. Наименьшим весом обладают литий ионные батареи, у них более компактный корпус.
Наиболее продвинутым и эффективным видом тяговых батарей являются именно литий-ионные. Они обладают существенными преимуществами: требуют минимального обслуживания, у них почти нет эффекта памяти, а ресурс циклов перезарядки насчитывает более 2000.
В качестве катода в конструкции используется оксид металла, а в качестве анода — пористый углерод, а также здесь присутствует токопроводящий электролит. Производители постоянно экспериментируют с материалами для катода и анода, чтобы повысить энергоемкость аккумуляторов.
Современные литий ионные аккумуляторы типа LiFePO4 и NMC обладают внушительными характеристиками: